Страницы

суббота, 25 июня 2011 г.

История лоскутка...

Известно, что искусство лоскутного шитья (пэчворка, квилтинга) пришло к нам из прошлых веков.
И мы уже знаем, что оно зародилось сперва в Европе – в бережливых семья, где не привыкли выбрасывать даже небольшие лоскутки материи, и в славянском мире, где тоже, даже обрывки ткани были слишком дороги, чтобы ими разбрасываться.
И на кораблях основателей Нового света это искусство проложило себе дорогу в Америку, чтобы там из утилитарного навыка стать самостоятельным видом творчества. Впрочем, замечу я от себя,  таков, очевидно удел всех видов искусства. В древности на стенах пещер минеральными красками рисовали животных и сцены охоты, чтобы  потом воспроизвести их в натуре. В боках нарисованных бизонов до сих пор торчат нарисованные копья и льется нарисованная кровь…. В античные времена простой гончар лепил себе на деревянном круге, приводимом в движение ногой (как швейная машинка), свои горшки и кувшины, расписывал их вручную такими же минеральными красками – теперь эти горшки занимают почетные места в музеях.
Впрочем, мы отвлеклись.
После того, как мануфактурный способ изготовления тканей был вытеснен фабричным, и женщинам больше не было нужды просиживать дни за ткацким станком, ткани стали, с одной стороны, доступней, а с другой – стали представлять настоящий простор творчеству.   С появлением магазинов тканей (или просто полок с фабричными ситцами в местных лавчонках, кстати они так и назывались Local Store) можно было направить фантазию и творчество уже на процесс изготовления изделий из тканей, а не их самих.
Однако, давайте задумаемся, а каким, собственно, образом, женщинам становились известны все эти блоки, шаблоны,  паттерны, о которых мы сейчас можем  узнать столько всякой информации.  Нам то кажется само собой разумеющимся, что   шаблоны и изображения, а также порядок шитья, можно посмотреть в книгах, журналах, том же интернете.  А всего каких то 250 лет назад так не было.
Первые публикации, описывающие блоки квилтов, относятся примерно к 1830 годам.
А что же было еще раньше?


В Штатах известны так называемые «альбомные квилты», собранные из блоков, ни один из которых не похож на другой.
Однако известны и стопки блоков, не сшитых в единое полотно, хранящихся в шкатулках, коробках из под шляп и так далее. Их специально не сшивали, чтобы через годы можно было вспомнить, из скольких лоскутков, какой конфигурации состоял блок, и в какой последовательности эти лоскутки сшивались.
Некоторые женщины бережно хранили десятки таких блоков, иногда сшитых с одного края, как книга (может быть, отсюда и название квилта – «Альбомный»?)
Представьте себе жизнь на каком нибудь ранчо в самом центре Дикого запада. И единственным развлечением было съездить в гости к соседям – таким же изолированным от общества, или посетить крошечный городок со смешным названием, что нибудь типа Сломанная Подкова или Пьяный Джо.
Приходя друг к другу в гости, женщины, конечно же делились и новыми блоками, иногда придуманными ими самими, или полученными в письме от родственницы, оставшейся на цивилизованном Востоке.
И только во второй половине девятнадцатого века, когда в газетах стали размещать «дамские» разделы – кулинарные рецепты, домашние советы, душераздирающие любовные истории – начали появляться первые публикации и уроки пэчворка . Опять прибавлю от себя, что в этом плане американским женщинам повезло гораздо больше, чем их подругам в далекой России. У нас издавались книги по изящным рукоделиям и дамским модам, но лоскутное шитье, очевидно, было из разряда простонародных, поэтому о нем никто не писал, может быть, за исключением этнографов. У меня дома есть «Домашняя энциклопедия» – послевоенное издание, доставшееся мне от бабушки. Когда была маленькой,  я обожала разглядывать цветные иллюстрации в двух пухлых томах этой «сокровищнице мысли» – так было и про кружева, и про разные виды вышивки, и про шитье, и про вязание….. А про лоскутное шитье ничего не было. Может быть,   составители просто боялись, что их обвинят в намерении … принизить, что ли образ советских женщин – как же так, победили в великой войне, а теперь собирают  лоскутки?
Так вот,  сперва появились скудные публикации в газетах.  Потом начали издаваться женские журналы, аналоги нашей «Работницы» или «Крестьянки». И издатели скоро обнаружили, что номера, в которых  помещены блоки или целые проекты квилтов, раскупаются гораздо лучше. И сделали определенные выводы.
Следом выгоду от публикаций на пэчворковскую тематику обнаружили торговцы тканями. Оказалось, что если продавать за символические деньги, или даже просто раздавать бесплатно, в приложение к купленным тканям, небольшие буклетики со схемами блоков и порядком их сборки, ткани раскупаются быстрее и в большем количестве.

С  третьей стороны, на изготовление квилтов влияли и политические события в стране.  Звездно-полосатые квилты стали популярны с начала Гражданской войны между Севером и Югом. Они олицетворяли настроения в обществе северян и надежду на воссоединение враждующих штатов.
Все это привело к тому, что  лоскутное шитье стало национальным видом искусства в Америке, и любая фермерская семья могла показать квилт, сделанной  по картинке из каталога или журнала.
На смену  постепенного накопления и обмена знаниями от поколения к поколению, пришли учебники, и целые курсы пэчворка,  становящиеся все более популярными к началу двадцатого века…..
____________________________
оригинал статьи – на сайте www.womenfolk.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...